(c)

Полное или частичное использование материалов, размещенных в этом блоге запрещено без письменного разрешения автора. Все права защищены законом "Об авторских и смежных правах" Республики Беларусь. По вопросам сотрудничества, заказу и приобретению фото, обращаться

mobile: +375296619646, e-mail: a.isachenko@gmail.com, viber: +375296619646

Shutterstock

PORTFOLIO

среда, 28 марта 2018 г.

Нетипичный обзор фотоамеры Fujifilm X-H1

В последнее время стало модно писать обзоры на разную технику, в том числе и на фотокамеры. Но обзоры эти, словно близнецы братья - перечисление технических характеристик и новшеств, которые нам не пожалели выдать разработчики с разрешения маркетологов. Естественно, я понимаю последних, им же тоже кушать хочется, а как, позвольте вас спросить, впарить пиплу следующую обновку, которая уже разработана и просто ждет своего времени, чтобы под бурные выкрики маркетологов "теперь и еще лучше!" гордо занять свою нишу. А мы - пользователи, почувствовали себя ущербными с нашей прошлогодней моделью и с зомбированными глазами понесли в магазин зажатые в потной ладошке деньги.

Фоторынок девальвирован, фотография обесценена смартфонами, дискредитирована безграмотными фотографами, но купившими самую навороченную камеру (топовую камеру с объективами купил, фотографировать не купил). А на форумах и в фотосообществах идут баталии почище Бородинской битвы, адепты той или иной системы бьются с оппонентами почище битвы Челубея с Пересветом.

Вы справедливо можете задать мне вопрос: а чегож ты, мил человек, продал свой Fujifilm X-T1 и купил X-H1? И я, по закону жанра, должен на минимум 8000 знаков накатать пост в свое оправдание. Да, но нет. 

Цифровые фотокамеры давно уже избыточны. Они умнее нас во многих фотографических аспектах, думают быстрее, чем мы - процессор X-Trans CMOS III быстрее нашего мозга и сознания выполняет вычислительные процессы. Видят в полумраке лучше нашего глаза - ИСО в 51200 (скажите, кто-то и вправду фотографирует на таких значениях светочувствительности?). Фокусируются точнее - гибридные фазовые и контрастные датчики на сенсоре не подведут, я же точно знаю, что в камере есть режим фокусировки с определением лица и глаз, поэтому доверю наводку на резкость камере, а сам, тем временем, буду пялиться на грудь подружки невесты, которая вот-вот выпрыгнет из декольте. Чё, зря мне что ли в камеру производитель воткнул электронный OLED видоискатель аж на 3.69 миллиона пикселей. А чтобы я не пропустил этот момент выпрыгивания 11 кадров в секунду (с батарейным блоком и в режиме boost) серийной съемки не подведут и я с туповатым гы-гыканьем смогу показывать друзьям этот пикантный казус. Вот только следящий фокус - зараза, не всегда следит, как надо, как мне хочется, особенно, если я не умею или ленюсь обрабатывать 14 битные РАВы и включаю расширение динамического диапазона DR200 или DR400. Тогда эта зараза позволяет себе задуматься на несколько секунд. Вот только что-то в штанах зачесалось и я отвлекся и упустил момент, грудь наконец-то выпрыгнула из декольте, а кадр не сделан. Но это не я растяпа, не умеющий предугадывать момент, это камера плохая - ей всего-то сделали сверхчувствительную кнопку спуска затвора, которая, кажется, сработает от упавшей на неё капли, но не научили саму нажиматься. 

Кстати, о капле. Дух авантюризма и пытливый ум заставляют меня проверить, а так ли на самом деле защищена от брызг и пыли камера, как уверяет производитель? Зря что ли сделали 94 точки уплотнения в целом в камере и батарейном блоке. Слава богу, я еще не настолько деградировал, чтобы закидывать камеру в стиральную машину или в мешок-пылесборник промышленного пылесоса. Я всего лишь погуляю с ней часа три под дождем, оставлю её на ночь снимать тайм-лапс в сугробе в поездке в фото-тур в Исландию и в надежде на признание от National Geographic попробую снять шедевральную нетленку о песчаной буре в пустыне. И черт побери, она продолжает работать. Не, если я её забуду на несколько месяцев зимой на балконе, может она и отсыреет и промерзнет, а оттаяв чё-то где-та закоротит, так что это ты производитель плохой не придумал 100%-ную защиту от дурака.

А еще мы с друзьями любим по пятницам устроить инспекцию местным барам, где опрокидываем пару-тройку коктейлей. Ну и как прикажете снимать наши пьяные веселые рожи? Ручки-то уже не так крепки. И тут добрый японский дядюшка Кайдзен, ранее ворчавший, что невозможно воткнуть стабилизатор на матрицу в фотокамеры Fujifilm постиг дзен и путем нехитрых манипуляций наградил нас 5-ти осевым стабилизатором, который, вдобавок, работает совместно со стабом в объективе (если такой имеется). Правда я не поблагодарю дядюшку, я буду ныть, что теперь камеру нельзя назвать компактной, что она стала большой. Я не вспомню, как у меня уставали пальцы после съемочного дня от сильного сжимания практически плоского хвата, а сейчас хват стал удобнее, выступает намного вперед и, с кистевым ремнем для подстраховки, камеру можно носить, придерживая одним fuck-овым пальцем.
Вот раньше трава была зеленее, а небо голубее, ой, то есть бились на форумах Canon'исты против Nikon'ианцев, изредка объявляя перемирие, чтобы совместно затоптать случайно забредшего на поле боя Sony'вода или Pentax'оида. Сейчас же всё усложнилось - ортодоксальные зеркальщики уныло бубнят заученную мантру в дискуссии с новорожденными беззеркальщиками и все они отвлекаются на мелкие междоусобные нападки в стиле полный кадр против кропа.

Конечно, зачем учить историю и теорию фотографии, зачем записываться на несколькомесячные дорогие курсы - полный кадр, объектив со светосилой 1.2 и... я - художник, я так вижу! Как вам боке? А? Разве на кропе такое можно получить? А зрителю скучно смотреть на очередное фото котика в захламленной квартире, где вместо того, чтобы уборку сделать, малой ГРИП размазали в мыло бардак на заднем плане. Зрителю надоели цветочки из ботанического сада. У зрителя нынче дела и поважнее есть - селфи поэкстравагантнее в туалетном зеркале лакшери рЭсторана запилить, для инстаграма не забыть каКлету в тарелке сфоткать, потом застримить на фэйсбуке свои танцы в клубе. Ну их этих котиков с цветочками. 

Избаловал нас производитель камер, да так избаловал, что мы уже и не знаем, реализацию каких еще своих "хотелок"от него потребовать. Ну, разве только взять вот это от Sony, подмешать того от Olympus с Panasonic, не забыть вот этого от Nikon и Canon, перемешать с Fujifilm и приправить по вкусу щепоткой от Pentax. И будет нам счастье (но это - не точно).

Я прекрасно фотографировал в силу своих навыков камерой Fujifilm X-T1, купленной в марте 2014 года. Её возможностей с лихвой хватало для моих нужд (обзор по камере можно почитать тут и тут). Распечатывал с 16-ти мегапиксельной матрицы фотографию на фотопринтере размером метр на полтора
Но я такой же избалованный - мне не хватало джойстика для управления рамкой фокусировки, а теперь кроме него в Х-Н1 появился сенсорный экран, где можно выбирать точку фокусировки, выбирать её и с касанием делать снимок или отключить (кстати, при отключенном тачскрине, назначенные в меню функциональные жесты продолжают работать, что оказалось удобно, как и пролистывать кадры в режиме просмотра). И джойстик переместился выше, что удобнее, а кнопка Q ушла направо, на упор для большого пальца. Таким образом появившееся свободное пространство исключает случайные нажатия и смену параметров и/или настроек. Правда 4-ех позиционные клавиши navi-pad снова утонули в корпусе (у Х-Т2 они выступают намного рельефнее), но думаю, это также сделано для большего удобства управления камерой в перчатках. Не хватало откидывающегося вверх экрана при съемке в портретной ориентации. В Т2 он появился, а в Н1 изменился механизм откидывания - теперь не нужно нажимать и сдвигать фиксатор, достаточно простого нажатия и экран можно поднимать.
Мне хотелось делать кадры без микросмаза с объективом XF90/2 на выдержках короче 1/250, а теперь стабилизатор позволяет снимать на 1/6 с рук, а если потренироваться, то и длинее. Вообще, стоит отдельно сказать о главном новшестве в камере Х-Н1 стабилизаторе и механизме съемки, минимизирующем возникновение микросмаза. Дядюшка Кайдзен добавил в камеру первую электронную шторку (не путать с электронным затвором). И теперь осталось привыкнуть фокусироваться кнопкой AF-ON на задней панели камеры и дожимать чувствительную кнопку спуска затвора в нужный момент. Всё, прощайте микросмазы на длинных выдержках, я не буду скучать. Правда в жизни ситуации, когда надо снимать без дополнительного света на выдержках длиннее 1/30 у меня лично случаются раза два-три за год, а человеков на длинной снимать вообще бессмысленно, как бы я ни замирал, снимаемый все равно шелохнется, тут никакой стаб не спасет.

В отличие от так себе детализированного jpg'а в Х-Т1, сейчас модели Т20/Т2/Pro2/Е3 и т.д. сразу умеют в детализацию. Порой этой детализации даже слишком много, можете почитать о моих муках ретуши кадров со среднеформатной камеры Fujifilm GFX50s. Правда я искренне завидую тем фотографам, которым хватает возможностей проявки РАВов в конвертерах от Adobe. Но если вы хотите получить максимум от 24-х мегапиксельной матрицы X-Trans, то очень вам рекомендую Iridient Developer/Iridient X-Transformer/Capture one/Photoninja/RawTherapee или для сторонников чистоты всего и не любящих вмешательство в процесс проявки алгоритмами от разработчиков софта - альтернативный метод проявки РАВов в программе LibRaw, описанный мною в этом видео. А если вы - обычный любитель, который довольствуется камерным jpg'ом, то Fuji нам сразу из коробки дает возможность получить прекрасный jpg, применив один из множества предустановленных пленочных пресетов. 16 режимов (PROVIA/Standard, Velvia/Vivid, ASTIA/Soft, Classic Chrome, PRO Neg.Hi, PRO Neg.Std, Black & White, Black & White+Ye Filter, Black & White+R Filter, Black & White+G Filter, Sepia, ACROS, ACROS+Ye Filter, ACROS+R Filter, ACROS+G Filter,). В Х-Н1 добавилась еще одна эмуляция пленки Eterna/Cinema. Скептики и вечно недовольные уже успели авторитетно заявить, что Eterna - это тот же ProNeg. Поверим им, ведь с дивана виднее, чем инженерам. Однако, люди больше снимающие видео, чем фото по достоинству оценили новый пресет и снимают сразу в Eterna или в F-Log и потом на постродакшене при колоргрэйдинге используют фирменный LUT Eterna. Из меня хреновый видеооператор, еще хреновее, чем фотограф, поэтому не смогу вам сочно рассказать, насколько гибкие настройки в видео, в режимах съемки Full HD или 4К. Мне, как ламеру нравится снимать в Slow Motion
Что же касается фотосъемки, то не могу не отметить скорость и цепкость автофокуса в режиме AF-S по сравнению с Х-Т1. В Х-Н1 чувствительность фазовых точек при слабом освещении теперь повышена до -1EV. И со старыми объективами типа XF60/2.4 или XF35/1.4 фокусироваться при плохом и недостаточном освещении гораздо комфортнее, нету такого длительного ёрзанья. Те, кто часто снимают в помещениях с люминисцентным освещением по достоинству оценят функцию уменьшения мерцания, включаемую в меню.
Ох, пригодилась бы мне эта функция на одном из показов, когда я забыл переключиться с электронного затвора в механический и отснятый материал походил на тельняшку :)

Справедливости ради, стоит сказать, что камера Х-Н1 - это Х-Т2 на стероидах. Улучшения есть, они существенные и большую их часть пользователи двойки получат в последующих прошивках. Тем не менее, гонка отделов маркетинга среди конкурентов заставляет производителя выпускать камеру с некоторыми недоработками, которые впоследствии могут а могут и не быть исправлены прошивками. Уже к концу марта 2018 года мы ожидаем новую прошивку для Х-Н1, где будут исправлены сброс настроек Авто ИСО и зависание камеры при использовании специфической комбинации функций настройки в меню, а также, Fujifilm обещает в самое ближайшее время исправить режим AF-C при съемке видео с расширенным динамическим диапазоном в DR200,DR400. Правда я верю и убедился на практике в Kaizen от Fujifilm. Владельцы камер достаточно долго получают изменения, дополнения и улучшения прошивками и, согласитесь, это гораздо лучше, чем, скажем политика Sony - выпускать новую тушку.

Мне абсолютно все равно, что стабилизатор слегка шумит (как кулер в ноутбуке) и, что звук затвора в вертикальной ориентации чуть четче, чем в горизонтальной. Не это влияет на результат. Я понимаю, почему Х-Н1 сделали больше и грип ухватистее - те фотографы, кто снимает в перчатках, в экстремальных условиях, они может и хотели бы брать с собой более компактную камеру с меньшими и чуть более легкими объективами, но управляться с мелкими кнопками, неудобными дисками в полевых условиях это некомфортно. Х-Н1 нацелена на профессионалов, на тех, кто еще снимает на большие зеркальные камеры, но все чаще и чаще посматривает в сторону беззеркалок (особенно при уже вышедшем объективе XF100-400/4.5-5.6 и грядущем XF200/2). Вообще, профи трезво смотрят на камеру, с точки зрения функциональности и надежности, это мы-любители капризничаем и ноем, мы вечно найдем повод для недовольства. Вспоминается эволюция мобильных телефонов от многокилограммового кирпича до миниатюрного телефончика, где с трудом можно было набрать SMS и потом с переходом к смартфонам, доросшим уже до экранов с диагональю в 6 и более дюймов.



Вероятно, вы читали на форумах или в группах на Facebook о глюках, ошибках и проблемах с камерой Х-Н1. И если верить всему, что написано на заборе в интернете, то может показаться. что Fujifilm выпустила сырой продукт. Когда я заполучил свою Н1, то первым делом принялся читать инструкцию и настраивать камеру под себя. А после этого решил воспроизвести проблемы, описанные владельцами этой камеры. Из примерно десятка "ошибок и багов" мне удалось воспроизвести только медленный автофокус в режиме AF-C+DR400+Auto ISO. Никаких зависаний камеры при первой электронной шторке, при серийной съемке и прочего повторить я не смог. Выступлю в роли Капитана Очевидность - народ, читайте инструкцию, не надейтесь, что вы во всем разберетесь самостоятельно. Выше я писал - камера умнее нас. От нас требуется малость - использовать рекомендованные производителем SD карты (упаси боже вставлять в камеру micro SD через переходник) и оригинальные аккумуляторы с буквой "s" или хотя бы альтернативные, но именно аналоги NP-W126s, такие как например Patona Platinum

Не понимаю я и трагизма в исчезновении колеса экспокоррекции в модели Х-Н1. Как по мне - это лишний элемент, ведь мы имеем возможность в меню включить режим предпросмотра экспозиции в зависимости от выбранных параметров экспотройки. Лично я еще на Х-Т1 перевел диск выдержек в "Т" и регулирую выдержку, ориентируясь по изображенияю в ЭВИ/на экране. А вот удобство отдельного верхнего дисплея оценил по достоинству - вынув камеру из сумки, даже не включив её, видно, какой режим у меня включен, на сколько заряжен аккумулятор... Теперь накосячить при съемке не сменив параметры стало сложнее.
А экспокоррекцией можно продолжать пользоваться, достаточно настроить действие кнопки +/- на нажатие и удержание или нажатие и фиксация), а значение экспокоррекции вводить задним колесиком.

Еще один лайфхак, т.к. нередко встречал в сети заявления, что приложение Fujifilm Camera Remote - тупое и тормознутое, не коннектится, а соединившись - отваливается. Народ, это не приложение глючит, это вы. При установке соединения камеры и смартфона/планшета рекомендуется отключить мобильную передачу данных, активировать wi-fi в камере, зайти в приложение и нажать кнопку "Соединить". (Можно предварительно отключить wi-fi в смартфоне и снова его включить перед запуском приложения). Также рекомендуется проверить разрешения и длокировки приложений в системе смартфона/планшета. У меня и моих знакомых всё работает, как часы. А в Х-Н1 кроме передачи данных по wi-fi еще добавилась опция связи по Bluetooth.

Бытует мнение, что буква эйч в названии "Н" от слова Hybrid, но это не так. Производитель позиционирует камеру для тех, кому важна высокая производительность. Fujifilm так и заявляет - High Performance for Professionals. И я с ними полностью согласен. Профи не шашечки, профи надо ехать, ехать быстро, комфортно и четко. Со всем этим камера справляется на "ура!".  Более прочный корпус с мощным байонетным креплением рассчитан на использование больших (по меркам беззеркалья) объективов. Я хорошо помню тот легкий люфт объектива XF50-140/2.8 на камере Х-Т1. Сейчас же это стекло крепится намертво и сидит, словно влитое. Благодаря появившемся в корпусе дополнительным ребрам жесткости. Также, в корпусе появился "радиатор" медная пластина за блоком матрицы для улучшенного теплоотвода и это тоже чувствуется - после 5-ти часовой съемки камера нагрелась несущественно, моя Х-Т1 в подобных условиях уже была горячей штучкой.

Для тех, кому важна точная и надежная работа со вспышками, рекомендую краткий обзор вспышек компании Godox, которые полностью совместимы с камерами Fujifilm и поддерживают режимы TTL и HSS

Вобщем, не ведитесь на ухищрения маркетологов, не идите на поводу у форумных тролей, сядьте и подумайте, что вы снимаете, в каких условиях, при каких обстоятельствах. Выпишите основные требования к инструменту и только тогда начинайте читать ТТХ производителей фототехники, подбирая модели под свои задачи. А выбрав пару-тройку, обязательно сходите в магазин, подержите камеру в руках, еще лучше - запишитесь на тест-драйв выбранных камер, да договоритесь за пиво-кофе с владельцем о тестировании интересующей модели, в конце концов. Та камера, которая ляжет вам в руку, которая станет её продолжением и будет ощущаться на уровне нервной системы организма и есть ваш фотоаппарат!

Закончить хочется, перефразировав профессора Преображенского: "Это не камеры плохие и разработчики жадные, это мы ленивые и безграмотные."

P.S. Перечитал написанное и стало стыдно. Стыдно, что так мало времени уделяю образованию, изучению техник съемки, стыдно, что мало хожу в картинные галереи и еще меньше смотрю на работы знаменитых фотографов. Они ведь знамениты не потому что у них камера со всеми наворотами, они просто умели видеть, чувствовать сюжет. Стыдно перед своим отцом, который всю жизнь снимал ФЭД'ами, Зенит'ами, Москвой и Салют'ом. Снимал будучи ограниченным 12, 24 или 36 кадрами в катушке, а его фотографии 50-ти - 60-ти летней давности более живые, более жизненные, чем мои.

P.P.S. без фотографий с камеры обзор был бы не полным, поэтому покажу несколько карточек, снятых при разных условиях.
(фото кликабельны)









13 комментариев:

  1. Умно, хрестоматийно,доходчиво. В итоге- талантливо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень приятный слог и всё по существу.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, красиво излагаете мысли.

    ОтветитьУдалить
  4. Изложение мыслей понравилось. Легко читается.

    ОтветитьУдалить
  5. Н1 такой, каким примерно должен был быть т2. Много детализации в джпеге? Ну-ну, особенно на высоких [сарказм оф] фуджу осталось уменьшить энергопотребление, улучшить аф, и забить на транс.

    ОтветитьУдалить
  6. Алексей не соглашусь с вашим обзором вспышек, а конкретно про недостатки AD600 с тяжелой батареей и их тяжести при установке на легкие стойки. Этот момент решается леко с помощью 2-х аксессуаров. Сумка для вспышки и выносной (легкой) головы на проводе для крепления на легкие стойки. При этом сама голова может висеть на стойке ближе к земле для увеличения ставильности. А внешняя голова с лампой может находиться где угодно, хоть на стойке, хоть на палке. К примеру кит для сони https://www.ebay.com/itm/152430307981

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я знаю про это решение с выносной головой и сумкой, как знаю и про двойную голову для AD200. Но на мой взгляд, это - "костыль" увеличивающий размер и усложняющий конструкцию. Я - сторонник минимализма и компактности. Если к AD600 докупить выносную голову, то в кофре для оборудования появляется еще один элемент, занимающий место и добавляющий вес. К тому же, на локации уйдет больше времени на возню с установкой и разборкой. Естественно я не против использования такого "удлиннительного" комплекта и понимаю людей, его использующего. Но это - не моё.

      Удалить

Оставить комментарий