(c)

Полное или частичное использование материалов, размещенных в этом блоге запрещено без письменного разрешения автора. Все права защищены законом "Об авторских и смежных правах" Республики Беларусь. По вопросам сотрудничества, заказу и приобретению фото, обращаться

mobile: +375296619646, e-mail: a.isachenko@gmail.com, viber: +375296619646

Shutterstock

PORTFOLIO

среда, 24 июня 2015 г.

Обзор фотокамеры Fujifilm X-T1. 15 месяцев спустя.

Накопившийся, но не до конца оформившийся в слова поток сознания, все же решено было выразить в большом количестве букво-пикселей на дюйм монитора. Сколько дело не откладывай, а в лес все равно смотришь. Не помню уже точно, какой по счету это подход к написанию данного поста, но поделиться своими впечатлениями, опытом использования камеры Fujifilm X-T1 необходимо. Первый обзор я написал 14 месяцев назад и на сегодняшний день он не потерял своей актуальности. Все сказанное там - правда. За эти 15 месяцев уже вышло несколько прошивок, сейчас самой свежей является неофициальная beta 4, которая "утекла" в сеть 18 июня (кстати - дата первого анонса выхода прошивки). Сейчас компания Fujifilm перенесла релиз 4-ой прошивки на 29 июня, с чем это связано, предположить сложно, но и не особо нужно, т.к. beta 4 полностью рабочая и никаких проблем и ошибок не выявлено пользователями X-T1, которые уже ее установили (обсуждение можно почитать тут).

За 15 месяцев использования камеры в качестве основной лично я всего дважды столкнулся с проблемой в работе: первый раз, на прошивке 1.10, когда работал на мероприятии в кафе, где было много разных источников света, плюс диско шар. Тогда автофокус объектива 18-55/2.8-4 не всегда хотел фокусироваться. Стоит сказать, что в тот вечер это случилось раз 5-6, но тем не менее проблема была. Сейчас в 4-ой прошивке скорость и точность фокусировки ускорили и существенно улучшили. Раньше, чтобы фазовый автофокус зацепился перепад контрастов должен был быть 2.5EV, в новой прошивке будет хватать 0.5EV. Забегая вперед, скажу, что с прошивкой beta 4 сфокусироваться на белой равномерно освещенной поверхности не составляет труда. Как будет при смешанном свете и разных по температуре и интенсивности источниках проверим на практике. Пока проблем с фокусировкой не возникало. 

Но в качестве примера цепкости и точности автофокуса я всегда приводил этот кадр, сделанный навскидку в прямом контровом свете. Все-таки Fuji X-T1 фокусируется очень хорошо там, где не каждая полнокадровая зеркалка зацепится, а будет рыскать туда-сюда.

Во второй раз проблема заключалась в том, что был ясный солнечный летний день, я снимал невесту на песочке у воды, ограничение в скорости работы механического затвора в 1/4000 просто не позволяло мне снимать на открытой диафрагме. Пришлось накручивать NDх8 фильтр и прикрывать диафрагму до 2.8. Начиная с прошивки 3.0 и эта проблема устранена, т.к. мы получили в дополнение к механическому (MS) затвору еще и электронный (ES). Теперь скорость затвора достигает 1/32000, а таким параметром не могут похвастаться даже топовые зеркалки. Лично я предпочитаю использовать комбинированный режим затвора MS+ES и, если освещение в какой-то момент становится слишком ярким, то камера автоматически переключается на электронный затвор. Кроме того, в комбинированном режиме MS+ES теперь работают и вспышки, а с выходом на рынок модели Nissin i40 for Fuji, работает и высокоскоростная синхронизация до 1/4000 (при переводе вспышки в режим М - Manual и активации скрытой возможности HSS):

1. В выключенном состоянии перевести переключатель режимов вспышки в ручной режим М;
2. Нажать и удерживать кнопку Test 3 секунды;
3. Убедиться, что светодиодный индикатор рядом с буквой М загорится и погаснет;
4. Включить вспышку, выставить желаемую мощность импульса;
5. Режим HSS работает на выдержках до 1/4000 включительно.

Правда, скорость синхронизации со студийными вспышками по-прежнему остается 1/180, но я не испытываю проблем при съемке в студии на 1/125. А если понадобится снимать на очень коротких выдержках, то генераторный свет можно включить в режим светоловушки и поджигать его вспышкой Nissin i40 в HSS.

Раньше я перечислял виды съемок, на которые можно смело выходить с Fujifilm X-T1 - это предметная, каталожная, свадебная, репортажная, фэшн, стрит съемка. Теперь с выходом 4-ой прошивки можно смело добавлять и более динамичные и активные виды. Желающие могут скачать pdf-файл на английском языке с описанием новых режимов съемки, я же кратко их опишу:
1. Режим зонирования позволяет выбрать в 77-точечной области автофокуса зону размером 3х3, 5х3 или 5х5. При включенном AF-C камера способна непрерывно отслеживать объект съемки в центре выбранной зоны.
2. В режиме широкоугольного/следящего автофокуса при включенном AF-S камера отображает зону, определенную автоматически в пределах 77-точечной области. И отслеживает объект съемки в зоне по всей 77-точечной области в режиме AF-C.
При использовании следящего фокуса рекомендуется включать только механический затвор MS, т.к. при электронном камера не перефокусируется.
3. Точечный автофокус стал еще быстрее и точнее, т.к. встроенные пиксели фазовой детекции имеют диапазон обнаружения 0.5EV.
4. Автофокус с функцией обнаружения глаз помогает сохранять фокус на глазах даже в сложных условиях (работает только при механическом затворе MS).
Иными словами, при спокойной, неспешной съемке можно пользоваться и электронным или комбинированным затвором, а при съемке динамики - только механическим.

Честно говоря я и раньше не испытывал особых проблем при съемке со следящим автофокусом, например на показах. Точности хватало, чтобы снять модель идущую по подиуму. 

Стоит в очередной раз похвалить компанию Fuji, которая не штампует новые камеры с новыми функциями, а выпускает бесплатные прошивки, расширяющие функционал, причем прошивки выходят не только к новинкам, но и к предыдущим моделям. Хотя интуиция мне подсказывает, что камеры младше X-E2 уже не получат существенных обновлений.

Собственно, обзоров в сети с момента выхода X-T1 написано много, камера уже не настолько неизвестна, но один аспект мне хочется затронуть.
"Учиться, учиться и еще раз учиться!" так завещал нам великий Ленин. Эта аксиома особенно актуальна в нынешние времена.

Сейчас такое огромное количество камер выпускается производителями и так часто, что мы привыкли уже менять фотоаппараты, как перчатки. Ну как же, вот тут добавили точек автофокуса и их уже 100, нет 200, а вот и нет, уже 300. Тут ИСО 54000, а в новой камере уже 106000. Здесь стабилизатор, а в новой тушке он уже пятиосевой и т.д. и т.п. Маркетинговые уловки о наращивании мощностей камер прочно выработали в нас стремление покупать самую последнюю модель. А как же фотографировали в те пленочные и пластинчатые времена, когда автофокуса не было? Кое кто уже стал догадываться, что кнопку "шедевр" никогда не встроят ни в камеру, ни в объектив и сосредоточился на самом процессе. К сожалению, таких подавляющее меньшинство. Некоторые отщепенцы и еретики (по версии маркетологов) и вовсе удумали читать книжки по композиции, свету и работе с графическими редакторами. 

Это я к чему вещаю? А к тому, что купив камеру Fuji, и в частности X-T1, придется, как минимум прочитать инструкцию, а особо пытливый ум может покопаться в тематических форумах, выискивая полезную информацию по правильному использованию той или иной функции. Например, 
- я уже упоминал выше, что следящий автофокус не работает при электронном или комбинированном затворе. 
- также стоит знать, что вспышка или синхронизатор не работают, если активирован беззвучный режим съемки.
- рамка фокусировки имеет изменяемый размер, для этого нужно активировать режим выбор зоны фокусировки и покрутить заднее колесо (находящееся над большим пальцем правой руки). При этом, стоит понить, что при минимальном размере рамки возрастает точность "прицеливания", а при максимальном размере увеличивается скорость фокусировки. Лично я чаще всего использую +1 к размеру от минимального.
- в прошивке 4, если перевести колесо селектора выдержек в Т, то скорость затвора можно изменять передним колесом (или задним, настраивается в меню)...
Иными словами, стоит сначала разобраться в настройках, и только потом кричать, какая камера плохая, то в ней не работает или этого нет. К сожалению, нытье о неоправданных надеждах сплошь и рядом слышны на форумах. Люди настолько отучились анализировать и так эгоистично любят себя, что иного варианта быть не может: "я же отдал $1300 за камеру и еще $900 за объектив, почему камера не может ...." [вставить желаемое]. Т.е. логика такова, что "я же потратил свои деньги и поэтому мне все должны и камера сама должна делать шикарные фоточки". 
(картинка, чтоб разбавить буквы)


За что можно любить X-T1? Почему на нее стоит променять свой полнокадровый зеркальный фотоаппарат? У каждого, кто перешел на Fuji свой ответ. У меня это, по-прежнему: меньший вес моей фотосумки. Хотя с объективами XF 50-140/2.8 или XF 16-55/2.8, или XF 90/2 о компактности и малом весе говорить уже и неприлично, но не всем они нужны, можно ограничиться более мелкими и легкими фиксами. Остаются еще и другие аргументы. Возможность перемещать рамку фокусировки по всему полю кадра, тем самым сразу в процессе съемки думать о кадрировании.

Возможность снимать в jpg с использованием пленочных профилей таких как Astia, Provia, Velvia или Classic Chrome. Последний мне нравится особенно, т.к. снимая репортаж, где много людей с разным оттенком кожи можно получить некий усредненно-общий скинтон, например счастливая невеста с намакияженым лицом рядом со своим отцом, у которого сосуды  на лице расположены близко и придают красноватый оттенок - не нужно возиться в фотошопе со слоями и масками. Вобще, jpeg у Fuji настолько хорош, что снимая репортажи я редко проявляю RAWы, кроме того jpg тянется в светах и тенях словно резиновый.
Можно из такого джипега с легкостью получить 
 вот такой

Упомянутая в первом обзоре "хотелка" адекватной картинки на высоких ИСО тоже меня не разочаровала. Попробуете угадать его значение на этом кадре?

За все время работы с Х-Т1 не было повода пожалеть о приобретении. Мне не сложно делать портретные съемки, снимать домофото, комфортно работать на свадьбе, фотографировать интерьеры и предметы, репортажить или снимать мероприятия, делать кадры для печати наружной рекламы... да много чего можно снимать, если подходить к процессу с умом, а не быть "щелкунчиком", делающим 100500 кадров в надежде, что то-нибудь да получится.








О чем еще стоит обязательно упомянуть, говоря о камерах Fuji с матрицами X-Trans, так это о том, что если вы являетесь поклонником бритвенной резкости и четкой детализации, то вам придется освоить альтернативный RAW-конвертер забившему на пользователей привычному Adobe Camera RAW или Lightroom. Да, Adobe наконец-то признала существующую проблему с демозаиком данных матрицы X-Trans и совместно с Fujifilm работает над решением, но пока конвертеры Capture One, Photo Ninja, Dark Table, RawTherapee, Iridient Developer, Aperture и Affinity Photo равно как и родной Raw File Converter EX 2.0 выдают куда лучший результат. Я свой выбор сделал в пользу Iridient Developer. Приведу простой пример:
Первая картинка - RAW, открытый в Iridient-е - сверху с отключенными настройками резкости, снизу с включенными по умолчанию:
(кликабельно до 1920 пикселей)
Вторая картинка - RAW, открытый в LightRoom 6.1 - сверху с отключенными настройками резкости, снизу с включенными и подкрученными для получения какой-то резкости/детализации:

Хочется верить, что Adobe действительно исправится и многие фотографы вздохнут с облегчением и вернутся к привычному алгоритму работы в привычном редакторе. И будем верить, что это произойдет скоро.

Много можно говорить о камерах Fuji, но один факт меня радует больше всего - после перехода на Fujifilm X-T1 я перестал думать о гонке фотовооружения, у меня появилось больше времени фотографировать и получать удовольствие от процесса и результата. Чего и вам желаю.

Те, кто интересуются камерой Fujifilm X-T10, могут почитать обзор моего хорошего друга-пейзажного фотографа Влада Соколовского. А также следите за его ЖЖ и FB, где Влад будет публиковать фото из своей поездки в рамках конкурса Nat-Geo.ru

20 комментариев:

  1. Хорошая заметка по опыту использования, и не без полезностей, которые в инструкциях еще поискать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Хотя хотелось менее сумбурно изложить мысли :)

      Удалить
  2. Иногда спрашивают стоит ли менять "полнокадровую" зеркалку на фуджи. Конечно требования у каждого разные. Но буду отсылать к этому обзору. Интересно мнение не тестера, а практика.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не стоит, особенно если есть нормальная оптика, как дополнение можно, но осторожно.

      Удалить
    2. Мне всегда интересно подискутировать на тему стоит-не стоит менять полный кадр на кроп. Хотелось бы услышать ваши аргументы.

      Удалить
    3. Ну судя по посту ниже, толку от этой дискуссии не будет, будет "мне это не нужно, мне это не важно"..

      Удалить
  3. Алексей, а что о минусах не написал? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Минусов, как таковых нет, и в первом обзоре я писал о них.
      Основным минусом на сегодняшний день, является малая работа от аккумулятора - около 350 кадров. Но они настолько малы и легкие, что не сложно кинуть в карман еще 2 штуки. У меня 5 аккумов и их хватает на полный съемочный день.
      Для кого-то минусом может послужить эргономика и мелкие кнопки. Я к этому уже привык и не напрягает.
      Другие минусы не могу озвучить, т.к. в совей работе не сталкивался с ними.

      Удалить
    2. Ну ты как то себе противоречишь, то "минусов нет", то "основным минусом является батарейка".. Уже минус и большой, меня лично парит таскать с собой по 3 аккума, и постоянно думать, какой поставить, какой на зарядку и какой целый. Второй минус, это эви, с низким дд, на солнце очень неудобно снимать, особенно когда в кадре большой перепад яркостей. Третий минус, аф, до хорошей зеркалки далеко, до скорости и лага затвора. На единичке, 2005 года, я нажал, и мгновенно получил снимок, на бз я чувствую лаг, мешает. Четвертый минус, эргономика, неудобно выбирать точку аф, нет джойстика под аф, отчасти компенсируется большим количеством зон аф по всему полю кадра, это удобно. В пятых, исо дутое на стоп, в шестых чувствительность икстранса к типу освещения, на некоторых сберегайках шумит не по детски на низких исо. А в общем, зеркало полностью еще не заменит. Можно еще вспомнить размер светлых зумов, от чего ушли, к тому и пришли....

      Удалить
    3. Противоречия нет. Минусы у каждого будут свои. Ты вот уже пачку перечислил того, что для меня не является минусом.
      ЭВИ с низким динамическим диапазоном - если так напрягает, выключи режим предпросмотра экспозиции и имей равномерную картинку. Лично я ни разу не обращал внимания на то, что в ЭВИ что-то мне мешает. Правда это заявление справедливо для Х-Т1.
      Про автофокус даже не хочется спорить, т.к. с 4-ой прошивкой АФ у Х-Т1 уделывает все зеркалки кроме топовых Nikon и Canon, которые стоят от $4000. На старых прошивках я снимал детские праздники, где эта мелюзга носится, как угорелая. Нет, не все кадры были в десяточку, но и не 50-70%. Т.е. стандартный процент промахов, как у любого фотографа. Про лаг затвора скажу, что у тебя в Тэшке что-то не до конца настроено, т.к. я лага не ощущаю. Навелся, рамка подтвердила фокусировку, нажал кнопку спуска затовра и уже готов снова снимать.
      Эргономика - с этим спорить не буду, т.к. у каждого все сугубо индивидуально. Мне нехватает джойстика, как у зеркалок Sony, т.к. лучше его я не видел еще ничего. Все эти клиторы D4 или 5DIII и в подметки не годятся удобству сониного джойстика.
      Дутое ИСО - это к технодрочерам. Мне все равно, какое у меня ИСО, если кадр устраивает меня и/или заказчика. В случаях же, когда нужно выходить зарамки ИСО 6400 я предпочту не снимать вовсе или воспользуюсь дополнительным освещением.
      Чувствительность х-транса к типу освещения - опять-таки ни разу не сталкивался. Я снимал много где, в разных условиях, при разном свете. Я даже специально хотел получить засветку при использовании только эелектронного затвора или получить овальные колеса, поэтому снимал только в режиме ES. Колеса один раз сделал овальными (ура!) засветки так и не словил ни разу.
      Я не буду утверждать, что Х-Т1 УЖЕ МОЖЕТ полностью заменить зеркалку, но то, что она заменит зеркалки в ценовой категории до $2000 - факт. Тэшкой можно комфортно снимать практически все, кроме спорта (но про спорт мне сложно говорить, т.к. его я не снимаю и особенностей этого вида фотографии не знаю).

      Удалить
    4. О чем тогда можно говорить, если на любой минус можно сказать, это не минус, и все. "Про автофокус даже не хочется спорить, т.к. с 4-ой прошивкой АФ у Х-Т1 уделывает все зеркалки кроме топовых Nikon и Canon, которые стоят от $4000." Смешно, спасибо )) Аф тэшки сольет много кому, например д300, 5дм3, 7дм2, 1дм4. Если нужнен внятный аф, она не заменит все зеркалки до 2к зелени, если нужны высокие исо, опять таки не заменит. На счет освещения, ничего, как попадете на нужные сберегайки, поймете про что я ;)

      Удалить
    5. "Это не минус и всё" - логика железная. И вывернуть можно из любой ситуации.
      Факт остается один: 15 месяцев у меня нет ФФ зеркали и я зарабатываю фотографией на жизнь, плачу по счетам, содержу автомобиль и кормлю/одеваю семью. Х-Т1 позволяет мне это делать без особых танцев с бубном.
      Да, я не загоняюсь техническими подробностями, я не стреляю по мишеням, не измеряю динамический диапазон сферического коня в вакууме. Я тот, кто умеет обращаться с беззеркалкой, применять ее там, где это можно с тем светом, который имеется и мне не нужно покупать 5DIII или D810, потому что я могу сделать не хуже камерой Х-Т1.
      Вы можете 100 раз написать, что ИСО не позволит сделать достойный результат, а я вам в ответ скажу, что 6400 вполне достаточно. чтобы фото было принято в глянцевый журнал. Где 6400 не достаточно, там и D4s не проявит себя лучше - нужен доп свет.
      Автофокус сольет только в спорте, во всем остальном Тэшка покажет себя не хуже.
      Не уверен, что у вас есть камера Фуджи, но даже если и есть, вы её воспринимаете, как запасную "записную" книжку, что для большинства любителей, выезжающих в отпуск уже предостаточно. Ну а такие, как я будут ею снимать, зарабатывать деньги и выдавать достаточный для себя и заказчика результат.

      Удалить
    6. Из минусов еще относительно небольшой ресурс затвора - всего 75 тыс срабатываний. Интересно, вышел ли уже кто-то на второй круг и упал ли затвор?

      Удалить
    7. Если верить нумерации папок и кадров в моей тушке, а карту я ни разу не форматировал, то у меня уже перешагнуло за 90 тысяч :)

      Удалить
  4. Отличный текст. Спасибо.

    "вспышка или синхронизатор не работают, если активирован беззвучный режим съемки" - в первый день после покупки я чуть с ума не сошел пока не наткнулся на это в мануале. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я себе немного облегчил жизн после покупки камеру - сначала прочитал инструкцию, а потом начал тискать кнопки.

      Удалить
  5. Небольшой коментарий про режим HSS на i40: у меня он включается нажатием Test в течение 3 секунд, но вспышку при этом нужно включить (в выключенном состоянии пробовал - не работает, хоть 3, 5 или 10 сек держи - ничего не происходит). После этого лед A начинает мигать. Если этот индикатор не мигает, то вспышка работает в обыном режиме.

    ОтветитьУдалить
  6. (ИМХО) после 13 месяцев параллельного использования с марком 5д3, могу сказать, что и с 4й прошивкой, как скорость фокусировки, так фокусировка в сложных условиях уступают 5д3( 38 месяцев использования). В общем Т1 всем хуже 5д3, кроме веса и существенной экономии времени на обработку когда не нужно большое разрешение и условия не экстремальные в плане света

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в субботу снимал вечером в городе воздушные шары (пост есть в блоге) и не испытал проблем с фокусировкой. Вобще, с шашкой наголо размахивать не буду, утверждая, что автофокус у Тэшки идеальный, но то, что я с ним не имею проблем - факт.
      Взять хотя бы съемку, о кторой я написал тут http://boomeart.blogspot.com/2015/07/blog-post_16.html
      Темная студия, из света - один пилотник от портретной тарелки с сотами. Я отключил предпросмотр экспозиции и прекрасно фокусировался. Ноги девочек уже вытягивал из РАВа и допиливал в фотошопе, т.к. они были совсем в черном провале. Так что лично мое ИМХО - Х-Т1 может надежно фокусироваться и в темноте, и в жестком контровом свете.

      Удалить

Оставить комментарий